Перейти к содержанию
поддержать поддержать
наблюдение я очевидец!

Необычные камни в местечке Стебераки


Butoff

Рекомендуемые сообщения

Поправь... "латвийским Стабугасом".. не Стабугасом .. - а Стабурагсом!

 

Вообще связбочень призрачная. Стабурагс - доломитовая скала на обрывистом берегу реки Даугава (Зап.Двина). Примечательна тем что на скалу выходило множество родников, которые образовывали мокрую скалу со стекающими струями воды. Скала ушла под воду в результате расширения Плявиньского водохранилища, в 1965 при стройтельстве ГЭС. Никаким культовым местом тем не менее Cтабурагс не являлся.. не более чем туристический объект, а мифы сочинили уже позже.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Изображение треугольника, "нанизанного" на прямую напомнило мне руну Teiwaz, которая считается руной победы. Она выглядит как направленная в небо стрела. Славяне часто использовали ее. А в таком виде, соединенную с крестом, ее часто пишут на могилах, как символ победы над смертью, перехода в вечную жизнь и она тогда уже становится христианским символом.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Изображение треугольника, "нанизанного" на прямую напомнило мне руну Teiwaz, которая считается руной победы. Она выглядит как направленная в небо стрела. Славяне часто использовали ее.

 

Да, действительно среди 17 "белорусских рун" встречается такая. Что касается остальных изображений, то общего с этой руной у них только перекладина. Первый символ - это перекладина с крестом на вершине и треугольником, а представленная на рисунке скорее напоминает руну Альгиз, только с непонятным аппендиксом.

 

А в таком виде, соединенную с крестом, ее часто пишут на могилах, как символ победы над смертью, перехода в вечную жизнь и она тогда уже становится христианским символом.

 

А откуда такая информация? Можете дать ссылочку на источник?

 

Мне еще встретилась такая информация. "Рунические календари, существовавшие в Скандинавии и соседних странах до XIX в., изготавливались в виде посоха, меча или книги и обозначали различные понятия и дни недели. Руны Луны указывали на ее фазы – полнолуние и новолуние" (Л. Е. Агеева, НАРОДНЫЙ ОРНАМЕНТ КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН (рунические знаки в белорусском традиционном ткачестве)"). У кого-нибудь есть изображения этих "лунных рун"?

 

Поправь... "латвийским Стабугасом".. не Стабугасом .. - а Стабурагсом!

 

Ок.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Боюсь ссылку на источник я так просто не вспомню, читала это очень давно в какой-то статье.. так что извините, хочу, но не могу помочь.

 

А руна Альгиз, насколько я помню, имеет ветви загнутые вверх, то есть если бы был треугольник, он как бы стоял на острие.. хотя если присмотреться, то можно обнаружить, что здесь руны как бы совмещены.

 

Насчет лунных рун.. это нужно подумать и вспомнить..

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А в таком виде, соединенную с крестом, ее часто пишут на могилах, как символ победы над смертью, перехода в вечную жизнь и она тогда уже становится христианским символом.
Боюсь ссылку на источник я так просто не вспомню, читала это очень давно в какой-то статье.. так что извините, хочу, но не могу помочь.

 

Ну у Э. Левкова тоже написано "Не исключено, что эти фигуры высекали в память о умерших, но возможно и другое объяснение". Как я указал в материале, шурфовка (ракопка) не выявила никаких захоронений. Очень напоминает какое-то святилище, связанное с луной. Вот этот рог мог символизировать фазы луны (месяца), а сам символ мог быть как раз одной из "лунных рун".

 

Руна Альгиз, по крайней мере ее белорусский аналог, найденный на различных предметах действительно имеет три загнутые вверх ветви. Но треугольник расположен, в центре... Никаких аналогов я не видел.

 

Привожу несколько других изображений:

 

runy_steberaki.jpg

 

runy_steberaki_01.jpg

 

runy_steberaki_02.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Лично я сильно сомневаюсь, что в этих камнях нужно искать именно руны. :huh:

 

По поводу так называемых "лунных рун"... В основном это название связывается с рунами по Толкиену, см:

http://lostisle.narod.ru/encyclopedia_arda...ntroduction.htm

http://my-tolkien.narod.ru/runic_fonts.html

 

Но поиск показал, что в средневековье типа были выделены 19 особых "лунных" рун по числу лет в метоновом 19-летнем цикле:

runs_magic18.jpg

http://manga-to-anime.narod.ru/site/myth/runes.htm

http://www.screen.ru/school/runes/alfavit.htm

Но явной схожести здесь не замечаю.

 

Я бы более здесь обращал внимание на связь символов на камнях с древними языческими религиями балтов. В частности, изображение рога наиболее характерно для прусских идолов, но встречается и у соседних культур (есть и на знаменитом збручском идоле).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Меня тут посетили гениальные догадки во время раскуривания на балконе очередной сигареты. Правда, бездоказательные, но все же...

 

Рог на камнях и у божеств мог обозначать вовсе не бокал для чернила, а принадлежность к небу. Свентовит (он же Сварог) - небесное божество, отец прочих небесно-солнечных отпрысков. Рог как символ коровы, которая в ряде культур олицетворяла небесную богиню - как типа в Египте. Влад, что там со священными коровами у балтов??? :)

 

А первый камень (самый северный), как мне кажется, мог служить ориентиром на север (надо проверить азимут у линии на нем), а полукруг на ней - заходящее или восходящее солнце, а может и луну, так как вряд ли в наших широтах солнце может касаться горизонта строго на севере.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

stiber1.jpg

Камни 1 и 3 могли работать как астрономический визир, показывая направление при совмещении их макушек, на которые указывают выбитые кресты. К тому же оба эти камня - половинки от расколотого надвое одного валунчика. Может, это не случайно.

stiber2.jpg

 

И еще кое-что аномальное: пятачок леса с десятком загнутых березок.

stiber3.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По поводу изображений рога на камнях. Здесь может быть две версии:

 

1. Это ритуальный сосуд-чаша из рога для пития, так называемый "ритон", часто встречающийся на каменных идолах балтов... Вот статья из энциклопедии с упоминанием Стебирак:

РОГ, частка цела жывёлы, якая сімвалізуе ў міфалогіі моц, абароненасць. Гэта ўвасоблена ў прымаўцы: “Каб бог даў свінні рогі, то яна б і свет перавярнула”. У людзей старажытных цывілізацый Р. упрыгожвалі галаўныя ўборы. Акрамя гэтага, Р. былі звязаныя з дэманалагічнай сімволікай: яны складалі неад’емную частку аблічча нячысціка, якая не знікала пры ператварэннях. Размешчаныя на галаве цара вужоў рожкі з’яўляюцца цудадзейным сродкам, які дазваляе таму, хто яго здабудзе, праходзіць скрозь усякія замкі і запоры. Каб іх здабыць, трэба ўдарыць адзін раз папліскаюпа клубку вужоў, што абвіліся вакол цара. Р. выступае таксама як падацель багацця (казка “З рога ўсяго многа”).

Р.-рытон (чара, зробленая з Р. жывёлы) выкарыстоўвалася для віна ў час пажадання дастатку і працвітання супляменнікам. Р.-рытон знойдзены ў кургане Чорная магіла Х ст. блізу Чарнігава. Абрысы Р.-рытонаў сустракаюцца на скульптурных выявах паганскіх ідалаў на абшарах Еўразіі, у тым ліку ёсць і на сусветна вядомым Збруцкім ідале. Звычайна боства (ідал) трымае Р. у руцэ (у правай, зрэдку ў левай). Усе ідалы з рытонамі з’яўляюцца боствамі – патронамі ўрадлівасці і дастатку. Р.-рытон – таксама характэрная дэталь для тарэўтыкі і металапластыкі (вядомы на яцвяжскай падвесцы-амулеце). Блізу в. Сцебіракі Вілейскага р-на ёсць два камяні з выявамі рытонаў.

 

Вуглік І., Дучыц Л. Рог // Беларуская міфалогія: Энцыклапедычны слоўнік / Склад. І. Клімковіч. – 2-е выд., дап. – Мінск: Беларусь, 2006. – С. 428.

Те ли самые это камни или другие - не знаю. Но почему упоминаются только два??? Может, там еще есть?

 

2. Это располовиненый месяц. На камнях 2 и 4 изображены половинки "стареющей" Луны, а на камнях 1 и 5 - растущей. Но странно - почему тогда именно так изобразили и с какой целью? Может, чтобы указать пары камней - ориентиров... А может и нет. Вот интересное упоминание из энциклопедии Токарева, которое может относиться к этому:

Другой архаичный миф, фрагменты которого сохранились в литовском и латышском фольклоре, - «небесная свадьба» солнца и месяца; в литовской народной песне «Свадьба месяца», когда месяц изменяет солнцу с утренней зарей Аушрой (иногда Аушра – дочь солнца), разгневанный Перкунас разрубает месяц мечом (объяснение убывания луны). В других версиях солнце выдает свою дочь замуж за утреннюю звезду Аусеклиса, вопреки воле Перконса-Перкунаса, или месяц отнимает невесту у Аусеклиса, за что солнце разрубает его мечом…

 

Иванов В.В., Топоров В.Н. Балтийская мифология // Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2 т. / Гл. ред. С.А. Токарев. – М.: «Большая Российская энциклопедия», 2000. – Т. 1: А-К. – С. 154.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Нашел еще одно упоминание деревни в сети:

 

Время собирать камни

 

Начался сбор подписей с требованием оставить валун (большой камень) Пилсудского на Вялейщичине.

 

Камень Пилсудского («НН» №41) уже 4 месяца находится на территории районных электросетей в Вялейке. Валун туда перевезли краеведы Анатоль Рогач, который работает начальником этого предприятия, и Евгений Петрыкевич (на снимке). Они протестуют против вывоза памятника с Вялейского района. После публикации в «НН» и «Региональной газете» начался сбор подписей с требованием установить камень Пилсудского в районе.

 

На Вялейщине традиционно уважают различного рода валуны, оборонительные камни и каменные памятники. На учёт археологами поставлены десятки гранитов и кварцев. Среди них – «Вератишин крест» около Камена, «камень-швец» возле Стебераков, среди которых единый в Беларуси камень с изображением «рогуритона» (слово, по всей видимости, специаль-ного характера, мне абсолютно не известное), а возле реки Вялли лежит легендарный камень «лысина Паца». Любовь к да-рам последнего ледника проявляется также в том, что город искусно оформлен альпийскими горками. По настоящему вы-глядит шедевром каменная композиция автора Дмитрия Абрасцова, который находится возле мебельной фабрике.

 

Прошлым летом в Вялейке состоялась краеведческая конференция, посвящённая камням края. В понедельник была про-ведена презентация книги, по материалам конференции. Она стала событием для обсуждения ситуации с валуном Пилсуд-ского с участием представителей районной власти, которые приняли решение о передаче памятника польскому посольству. В результате обсуждения было принято обращение, в котором высказывалась обеспокоенность вывозом памятника за грани-цу, и подчёркивалось требование оставить камень Пилсудского на историческом месте. Краеведы просят также вернуть «Каменный крест», который стоял возле дороги между деревнями Доугиново и Жары. По мнению учёных, это так называе-мый языческий символ «Каменная баба». Из-под Вялейки его вывезли в Минск, где он находится в вестибюле Института геологии Академии Наук.

 

Председатель райсовета господин Игнатович вначале поддержал инициативу краеведов, остальные представители верти-кали заняли позицию выжидания.

 

Всеволод Стебурака. Вялейка. (Перевод с белорусского Алега Рудакова).

 

10.01.2005

 

http://www.ismi.ru/malanka/index.php?IDE=873

 

Может, стоит туда еще раз наведаться??? B)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Рог на камнях и у божеств мог обозначать вовсе не бокал для чернила, а принадлежность к небу.

Не знаю, насколько в тему...

В некоторых колодах Таро мысль о "рогах, как принадлежности небу" также нашла отображение.

 

d0160801.jpg

 

То, что на картинке изображен жрец, следует из контекста.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Сегодня с Дедмуном поснимали камни в музее валунов в Уручье - те что из Стаек Вилейского района, на которых высечены подобные полукруглые стрелки.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

КАМНИ ВИЛЕЙСКОГО РАЙОНА

 

7. д.Баровцы, Вилейский р-н, Минская обл. На водно-ледниковой равнине на восточной окраине деревни находился валун серого с розоватым оттенком мелкозернистого биотитового гранита длиной 1,2 м, шириной 0,8 м и высотой 0,68 м (фото 13. Винокурова). На камне отмечено углубление похожее на кресло и на нём 2 лунки до 1 см и диаметром 5 см, а также 2 ямки диаметром 1 см.

foto13.jpg

 

8. д.Вязынь, Вилейский р-н, Минская обл. В центре деревни у "Святого источника" жители установили валун серого среднезернистого гранита длиной 2,2 м, шириной 1,5, высотой 1,5 м. На верхней грани этого кубообразного валуна отмечены 2 полусферические лунки. По преданию под камнем шведы зарыли клад (Зайцев, 2001. С.24-27).

 

9. д.Дворец, Вилейский р-н, Минская обл. На южной окраине деревни рядом с дорогой Ижа-Лыцевичи сохраняется крупный валун (памятник природы с 2000 г.). Он сложен крупнозернистым серым гранитом с обилием кристаллов полевого шпата (таблички от 3х1 до 4х6 см и овоиды до 4 см). Длина валуна равна 3,1 м, ширина 2,1, высота 1,9 м. Обнаружен В.Винокуровым в 1997 г. (Винокуров, 1997).

foto14.jpg

На нижней поверхности камня, бывшей ранее верхней, отмечено 13 полусферических лунок глубиной 1,5-4 см и поперечником 4-7 см с хорошо отшлифованными стенками (фото 14. Винокурова).

Возможно, ранее валун находился в 600 м западнее рядом с древним курганным захоронением, отмеченном на старых топографических картах, и являлся одним из элементов культового центра.

 

10. д.Камено, Вилейский р-н, Минская обл. Крупный камень находится в центре деревни и в 200 м от правого берега р.Вилии (памятник природы с 2000 г.). Валун сложен среднезернистым розовым гранитом с кристаллами голубого кварца и имеет длину (видимая) 3,7 м, ширину 3,5, высоту над поверхностью земли 2,1 м (В.Винокуров, 1990).

foto15.jpg

На вершине этого колоколообразного камня отмечены 2 полусферические лунки глубиной 2-3 см и диаметром 3-5 см (фото 15, 16. Винокурова). На северной боковой поверхности высечен крест и надпись "Воротишин хрест" (Романов, 1911. С.1-8; Винокуров, 1990).

В литаратуре валун известен как Воротишин крест, Борисов камень, Каменные волы и др. Надпись на камне датируется ХII в. Следовательно можно считать, что ямки были высечены ещё раньше.

 

11. д.Констамполь, Вилейский р-н, Минская обл. В 1,4 км северо-восточнее деревни на поле сохраняется крупный валун красно-бурого гранита рапакиви с кристаллами полевого шпата (овоиды 2-4 см). Длина валуна 3,1 м, ширина 2,5, высота 0,35 м. На камне имеется 5 полусферических лунок до 2-2,5 см и диаметром 4-5 см. По преданию под камнем закопано золото (Зайцев, 2001. С.26).

В 2002 г. археологические раскопки проводил Э.Зайковский. Вся земля около камня оказалась перекопанной из-за преданий о кладах и культурного слоя не обнаружено.

 

12. д.Мишуты, Вилейский р-н, Минская обл. В 500 м юго-западнее деревни и в 650 м южнее шоссе Вилейка-Сморгонь на поле сохраняется огромная глыба (памятник природы с 2000 г.). Найдена В.Винокуровым в 1997 г. Сложена крупнозернистым буровато-серым гранитом рапакиви с обилием кристаллов полевого шпата (овоиды 1,5-2 см изредка до 9 см) и тёмноцветных минералов (роговая обманка, мусковит). Длина глыбы 4,7 м, ширина 3, высота 1,5 м.

foto17.jpg

Формой она похожа на утюг со снижением поверхности на север, верхние грани заглаженные (фото 17,18. Винокурова). На них отмечены 84 сферовидные лунки глубиной до 3,5 см диаметром 6-7 см с хорошо отшлифованными стенками (Винокуров, 1997; Зайцев, 2001. С.24-27).

 

13. д.Утки, Вилейский р-н, Минская обл. В 150 м южнее деревни и в 1 км юго-западнее д.Любки на водно-ледниковой равнине в урочище Любецкий Лес сохраняется валун (памятник природы с 2000 г).

foto19.jpg

Сложен серым порфировидным гранитом с обилием кристаллов полевого шпата (таблички от 1,5х2 см до 1,5х4 см) и серого кварца (зёрна 0,2х1 см и гнёзда 3х5 см). Длина валуна 2 м, ширина 1,7, высота 1,35 м. Имеет утюгообразную форму, отшлифованную поверхность и округлые бока (фото 19. Винокурова). Памятник был открыт в 1997 г. В.Винокуровым и А.Зайцевым. Камень перемещён с поля на 250 м юго-западнее и перевёрнут. На бывшей верхней поверхности (теперь она на западной стороне) сохранились 10 лунок глубиной 2-3 см и диаметром 4-5 см. (Винокуров, 1997; Зайцев, 2001. С.24-27).

 

Большинство камней с аморфными углублениями имеют большие размеры и до сегодняшнего дня им носят жертвы (деньги). Говоря про камни с углублениями, следует упомянуть ещё два интересных валуна. Один из них до 70-ых годов ХХ в. лежал в канаве у д.Жуковка в Вилейском районе около старого долгиновского тракта. Про него опубликовал краевед В.Антонович. Камень был с углублением посредине и называли его Чёртовые жернова. Рассказывали предание, что пока чёрт был молодой, то не заботился о хозяйстве, а под старость никто не захотел его кормить. Пришлось чёрту самому добывать себе пропитание. Сделал он из камня жернов и едва втащил его на воз. В дороге конь устал и отказался тащить воз. Чёрт начал бить коня, а тот взял и сбросил камень в канаву (Антонович, 1976. С.26-30).

В последние годы вилейский краевед А.Зайцев собрал информацию про этот камень, хотя сам камень ему, как и ранее В.Винокурову, отыскать уже не удалось. Валун был уничтожен мелиораторами. Жители помнят, что когда-то дождевая вода, собиравшаяся в углублении камня, считалась целебной. Этой водой лечили детей от испуга (Зайцев, 2001. С.24-27).

 

http://www.kirjazh.spb.ru/history/vinokur.htm

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Камни с похожим символом из музея валунов в Уручье, привезенные из окрестностей дер. Стайки Вилейского района:

 

uru01.jpguru02.jpg

 

uru03.jpguru04.jpg

 

uru05.jpguru06.jpg

 

На этом последнем камне выбитые линии прослеживаются нечетко, обведены все подозрительные, но среди них тоже можно различить полукруглую стрелку.

uru07.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 3 months later...

Похожие знаки были обнаружены близ д. Бикульничи (не так далеко от озера Яново).

 

shlem.jpg

 

Археологам эти изображения напомнили изображения шлема. Рассматривались основные гипотезы:

А) Викинги. Чтобы "не выдавать своего местоположения" ушли на 20 км от реки и основали поселение.

Б) Прусы.

В) Татары.

Г) Дружинники

 

Результаты раскопок однако НЕ ПОТТВЕРДИЛИ ни одной из этих версий. Оказалось, что это захоронения белорусских крестьян 18 века. Причем они почитались вплоть до начала 20 века. Так может быть и изображения на камнях в Стебераках не такие уж и древние, как предполагалось вначале и им максимум пару сотен лет?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Илья, если ты внимательно смотрел передачу, то там упоминалось, что эти камни крестьяне могли использовать вторично - перетащив их откуда-то для устройства могилы.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Илья, если ты внимательно смотрел передачу, то там упоминалось, что эти камни крестьяне могли использовать вторично - перетащив их откуда-то для устройства могилы.

 

Но ведь могло быть и не так!?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 4 weeks later...

Продолжаю находить похожие символы на камнях и нужно сказать, ареал этих изображений все более и более расширяется, хотя все равно пока все ограничивается двумя областями - Витебской и Минской.

 

На этот раз камни были найдены возле д. Гатьки на Оршанщине:

 

gatk.jpg

 

gatk_01.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 year later...

"Чорныя капацелі" разварацілі сакральнае месца ля Сцебірак. Цяпер ужо нельга будзе зрабіць 100% правільныя вылічэнні.

 

1248864831_dsc01170.jpg

 

Крыніца: Чорныя капальнікі разварацілі валуны

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 3 weeks later...
Учора помнік быў папраўлены намаганнямі вілейскіх валанцёраў: Аднаўленне помніка

Гм... Ямка 2х1х1,5 м - это как-то крутовато для археологии в местах без приличного культурного пласта. Кстати, кто-нибудь профиль слоев в яме зафиксировал?

 

Что засыпали - это хорошо. Вот только через годик еще туда наведаться волонтерам не помешало бы. Земля имеет свойство проседать на месте бывших ям.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Продолжаю находить похожие символы на камнях и нужно сказать, ареал этих изображений все более и более расширяется, хотя все равно пока все ограничивается двумя областями - Витебской и Минской.

gatk_01.jpg

 

Изображение из поездки Demetra на Белынщину. Похожий символ.

 

P7180194.jpg

 

Как справедливо написал в своем ЖЖ kryviec:

Самая нечаканая знаходка - "парасончык". На сёння гэта самая паўднёва-усходняя кропка іх арэалу, а самі знакі звязваюцца з міфалагічнымі ўяўленнямі балтаў.

 

И действительно ареал их существенно расширился. Только вот насчет балтов это очень спорно... Как далее пишет этот же этот блогер: "в третьем Друвисе будет статья нашего историка о семантике "парасончика", там много всяких аналогий, но вполне прослеживается связь с теми местами, где было сильное балтское влияние". Интересно бы было узнать, что за издание такое и найти данную статью.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

×
×
  • Создать...