Atomkinder Опубликовано 9 июля, 2012 Share Опубликовано 9 июля, 2012 Каменный путь на небеса. Мифо-ритуальная семантика погребального знака из северной Беларуси Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты More sharing options...
VIK Опубликовано 9 июля, 2012 Share Опубликовано 9 июля, 2012 Может авторство надо было все же настоящее указать? Исправил. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты More sharing options...
ulad Опубликовано 16 ноября, 2012 Share Опубликовано 16 ноября, 2012 "Эти символы - в виде гриба, зонтика , наверное встречаются на надмогильных валунах по всей Беларуси. Я живу в Витебске, три года интересуюсь символикой на валунах и крестах, обошел десятки старых кладбищ в прилегающих к Витебску районах( Ушачский, Шумилинский, Витебский, Лиозненский) и неоднократно встречал эти символы. По моему - эти "грибы и зонтики" - ритуальные знаки, символы космогонической модели мира ( прошлое - настоящее- будущее) в виде мирового дерева. У этого символа ( как я встречал) внизу вертикальной оси изображают корни(либо два симметричных корня, либо две полоски корней). Самый простой символ мирового дерева - обычный крест, где вертикальная ось соединяет прошлое и будущее, а горизонтальная перекладина - это настоящее. Еще на погребальных валунах и крестах выбивают 12-конечный крест ( обычный четырехконечный с перекладинками по концам) или крест Мары. А Мара была языческой богиней, сопровождавшей души умерших в загробный мир. У меня есть десятки фото валунов и каменных крестов , в том числе с символами мирового дерева и креста Мары. Есть и фото каменного креста с эпитафией 17 века, а на левой перекладине сбоку изображения двух "грибов" с отогнутыми вверх корнями. Этот крест на кладбище в 12 км от Витебска, мы там (двое витебских пенсионеров) сделали " историческую реконструкцию погребального обряда предков". А раньше этот крест валялся в мусоре у обочины дороги. Еще интересуюсь оригинальными эпитафиями, собираю материал. Узнал по инету ( просмотрел), что в Москве с 2008г. есть сайт некрополистов( не путайте, упаси боже,с некрофилами!), а вот в РБ я такого сайта не обнаружил. 5 ноября в 21-05 по ОНТ была программа "Открытый формат" об отношении к покойникам и могилам в РБ и на ней выступал парень, который представился некрополистом -Дмитрий Кранущенко . Может кто его знает(возможно он из Минска) и даст мне или ему мои координаты. Влад. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты More sharing options...
Butoff Опубликовано 16 ноября, 2012 Share Опубликовано 16 ноября, 2012 Спасибо за ваш интерес к данной теме. К сожалению координат данного человека у нас нету. А вот собранные вами свидетельства и изображения крайне интересны! Если есть такая возможность, выложить здесь обнаруженные вами рисунки - шесты к корнями и иные символы (вы можете их прикрепить к тесту сообщения, если они не будут слишком большими по размеру). Нет ли на них чего-то вроде рогов, напоминающего Стеберакские изображения? Желательно сопровождайте рисунки географическими названиями мест, где они были обнаружены. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты More sharing options...
VIK Опубликовано 23 марта, 2015 Share Опубликовано 23 марта, 2015 Кстати, не совсем понял насчет "верного течения Немана". Это опечатка? Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты More sharing options...
Butoff Опубликовано 24 марта, 2015 Share Опубликовано 24 марта, 2015 Кстати, не совсем понял насчет "верного течения Немана". Это опечатка? Ага, "верхнего" нужно. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты More sharing options...
Hvar Опубликовано 27 марта, 2015 Share Опубликовано 27 марта, 2015 В древности столб на могилах устанавливали многие восточнославянские племена. «Повесть временных лет», описывая обычаи радимичей, вятичей и северян, утверждает, что «если кто умирал, то устраивали по нём тризну, а затем делали большую колоду и возлагали на эту колоду умершего, и сжигали, а после, собрав кости, вкладывали их в небольшой сосуд и ставили на столбах при дорогах, как делают и теперь еще вятичи. Этого же обычая держались и кривичи, и прочие язычники, которые не знали закона Божьего, но сами для себя устанавливали закон [21].» Предположу, что речь идет о так нызываемых "домиках мертвых". Вот например http://www.kominarod.ru/gazeta/papers/paper_1477.html или http://merjamaa.ru/news/doroga_k_predkam/2012-04-21-553 "Наряду с грунтовыми погребениями появляются наземные деревянные погребальные сооружения, получившие в литературе название "домиков мертвых". "Домики мертвых" располагались на окраинах поселений или поблизости от них. Они представляли собой срубы размером примерно 5x4 метра. Внутри "домиков" помещались остатки погребений по обряду трупосожжения, часть из них, вероятно, находилась в берестяных туесках или в глиняных сосудах". Ссылка http://www.rusarch.ru/bashenkin1.htm Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты More sharing options...
Butoff Опубликовано 27 марта, 2015 Share Опубликовано 27 марта, 2015 Вероятно на Полесье эти "домики" были известны как нарубы. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты More sharing options...
Hvar Опубликовано 27 марта, 2015 Share Опубликовано 27 марта, 2015 И символика столба напрямую связано с Мировым Древом. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты More sharing options...
VIK Опубликовано 27 марта, 2015 Share Опубликовано 27 марта, 2015 Предположу, что речь идет о так нызываемых "домиках мертвых".Не совсем, но близко по духу... Местами сохранились традиции на могиле ставить просто отесанный с четырех сторон столб. Ставили на него в прежние времена ритуальный сосуд с прахом или "домик" - не знаю. Вообще, как я посмотрю, особенности древних погребальных традиций у различных восточнославянских племен как-то слабо изучены и картографированы... Видимо, в виду отсутствия должного количества источников. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты More sharing options...
VIK Опубликовано 1 апреля, 2016 Share Опубликовано 1 апреля, 2016 Каменные кресты на полесских могилах в дер. Рокитно Fot. Cz. Bykowski i S. Małkowski. Фотографии из статьи: Frankowski, Eugenjusz. Krzyże kamienne i domki drewniane na cmentarzach poleskich // Ziemia. Ilustrowany Miesięcznik Krajoznawczy. Warszawa, 1925. № 6-8. S. 134-136. Так как тематика этого мера журнала была посвящена волынскому Загорынью, думаю, что кресты эти находятся/находились в современном пос. Рокитное в Ровненской области Украины. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты More sharing options...
Sviatlana Опубликовано 27 мая, 2020 Share Опубликовано 27 мая, 2020 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты More sharing options...
Butoff Опубликовано 27 мая, 2020 Share Опубликовано 27 мая, 2020 А в каких деревнях? Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты More sharing options...
Sviatlana Опубликовано 29 мая, 2020 Share Опубликовано 29 мая, 2020 В 27.05.2020 в 17:13, Butoff сказал: Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты More sharing options...
Рекомендуемые сообщения
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.