Перейти к содержанию
поддержать поддержать
наблюдение я очевидец!

Маркеры возрастающей религиозности: явление святых и икон в воде


Рекомендуемые сообщения

​С нашей точки зрения, они служат своеобразными маркерами возрастающей в какой-то местности религиозности

 

​С моей точки зрения это псевдо религиозность . Настоящий религиозный человек не чудеса ищет, а ближнему помогает.

Статья интересная. Пособие по психологии псевдоверунов (язычников)

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Илья, Посмотри , пожалуйста, на карту -- тобой указан Нас. пункт №2. Обозначен(подпись) как  г. Шацк, Рязанская губерния

 

Спасибо, за бдительность. Да, это был не тот Шацк... Исправил на карте!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Бехтерев В.М. Внушение и его роль в общественной жизни / В.М. Бехтерев – 2-е доп. изд. – СПб.: Типография Я. Трей, 1903. – С.46–47.

...Массовые религиозные видения случались неоднократно и в позднейшее время. Так, в период тяжелой холерной эпидемии в 1885 году жители деревни Корано близ Неаполя начали видеть Мадонну в черном одеянии, молящуюся за спасение людей на ближайшем холме, где стояла часовня. Слух об этом происшествии быстро распространился по окрестностям, и в Корано начал стекаться народ. Видение продолжалось до тех пор, пока правительство не предприняло решительных мер против дальнейшего распространения этой эпидемической галлюцинации. Часовня была перенесена на другое место, холм же был занят отрядом карабинеров, после чего видение прекратилось (Verga). Известна также галлюцинаторная эпидемия, развившаяся в среде крестьян Прирейнской провинции во время Франко-Прусской войны и выразившаяся массовыми видениями религиозного и военного содержания, как, например, видениями на коньках крыш, на стеклах и других предметах изображений Мадонны, распятия, зуавов, пушек и т. п.

По словам врача нашей клиники д-ра М. И. Никитина, во время недавних религиозных празднеств на глазах его произошла массовая галлюцинация.

В одном колодце многие из богомольцев стали видеть предмет своего поклонения так, как он обыкновенно изображался на иконах; некоторые видели даже, что лик производил движение рукой. Такое видение, испытанное большим количеством богомольцев одновременно, продолжалось в течение нескольких минут, пока одна только что подошедшая к колодцу богомолка, которая не была осведомлена о предмете видения в колодце, на вопрос - видит ли что-нибудь в глубине последнего - ответила решительно, что ничего не видит, кроме камней, лежащих на дне колодца. С этого момента массовая галлюцинация быстро рассеялась...

http://alcdata.narod.ru/Bekhterev_1903/046.html

Под празднествами здесь понимаются состоявшиеся летом 1903 года, после признания старца Серафима святым и открытия его мощей, «Саровские торжества». Д-р Никитин на месте изучал кликуш, бывших в Сарове.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не знаю, насколько это будет в тему, но я вспомнил главу "Чудеса в небесах" из "Меж двух миров" Нандора Фодора. Вот небольшая часть этой главы. 

 

«Иисус воззвал к Господу в день, когда предал Господь Аморрея в руки Израилю, когда побил их в Гаваоне, и они побиты были перед лицом сынов израилевых, и сказал перед израильтянами: стой, Cолнце, над Гаваоном, и Луна над долиной Айалонскою! И остановилось солнце, и Луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Не это ли написано в книге Праведного: «стояло солнце среди неба, и не спешило к западу почти целый день»? И не было такого дня ни прежде, ни после того, в который Господь т а к слышал бы глас человеческий. Ибо Господь сражался за Израиль».

Астрономических чудес такого масштаба в церковных анналах новейшей истории не значилось вплоть до 13 октября 1917, когда трём девочкам из португальского городка Фатима, расположенного в 62 милях от Лиссабона, вдруг стала являться дева Мария. Дело кончилось тем, что в надежде узреть чудо собралась толпа в 70 тысяч человек. Дева Мария спуститься к такой аудитории отказалась, зато… Вот как описывает случившееся Изольт Аради в «Книге чудес» (1961, Monarch Book):

«В тот самый момент, когда люди закончили молиться, тучи вдруг расступились, и солнце появилось на лазурно-голубом небе; оно задрожало, завертелось и огненным колесом начало описывать в небе круги, отбрасывая во все стороны гигантские снопы необычайно яркого света. Представление это продолжалось десять минут и очевидцы наблюдали его с расстояния 25 миль. А затем солнце сорвалось со своего места и понеслось над головами людей, которые тут же упали на колени и возопили о прощении всех грехов».

В книге упоминается также обстоятельная статья главного редактора ежедневной лиссабонской газеты «O Seculo», вышедшая под заголовком: «Солнце над Фатимой средь бела дня пустилось в пляс!»

Итак, что должен сказать психиатр по поводу событий столь вселенских масштабов? Проигнорировать свидетельства очевидцев было бы неразумно, поверить им безоговорочно — означало бы признать несостоятельность всей современной науки. Существует ли золотая середина между двумя этими крайностями? Оказывается, существует. Феномен гипнотического искажения хода времени — вот что, скорее всего, кроется за чудесным подвигом Иисуса Навина.

Хорошо известно, что силой гипнотического внушения время можно растянуть так, что час покажется сутками. Гипнотизёр без труда заставляет своего несчастного подопечного «часами» играть на фортепиано, укладывая все эти мытарства в один час реального времени. Испытать на себе феномен искажения хода времени можно и с помощью галлюциногенных препаратов. Как-то раз мне пришлось принять мескалин: время вдруг резко «затормозилось», и коридор, по которому я шёл, растянулся едва ли не до бесконечности. Галлюцинации того же типа вызывает ЛСД и некоторые виды «чудодейственных» грибов. Amanita muscaria, например, считался в Древнем Египте священным, поскольку помогал предсказывать будущее.

Тайные знания такого рода являются неотъемлемой частью иудейской культуры. Впрочем, даже если Иисус Навин и не был знаком с искусством гипнотического искажения хода времени, кто может поручиться, что на поле сражения в тот день не оказалось каких-нибудь «хитрых» грибов? Под воздействием наркотической пыли, по крайней мере, часть войска вполне могла оказаться во временной «петле».

Современникам Навина было нетрудно поверить в возможность искусственной «остановки» Солнца, ведь в те времена считалось, что именно оно вращается вокруг Земли, а не наоборот. Для нас, однако, очевидно, что ни Земля, ни Солнце остановиться в движении не могут: это означало бы по меньшей мере крах Солнечной системы. Вряд ли Господь Бог решился бы прибегнуть к столь неэкономичному методу, дабы всего лишь посрамить врагов израилевых. Итак, вне зависимости от наличия доказательств, мы вновь вынуждены вернуться к идее об искажении времени: более правдоподобного объяснения «чуду» Иисуса Навина не существует.

Помогает ли нам всё это понять смысл происшедшего в Фатиме? Несомненно. Феномен искажения времени, как мы уже отмечали, влечёт за собой и эффект пространственных искажений. Солнце над Фатимой не могло ни «сойти с места», ни тем более «обрушиться» на Землю: очевидно, что поведение светила — не более, чем следствие пространственной галлюцинации. Аради в своей книге утверждает, что 70 тысяч человек не могли одновременно стать жертвами обмана чувств и, конечно же, ошибается. Если массовые явления такого рода до сих пор не изучались наукой, так только потому, что психиатру по традиции предлагается заниматься индивидуальными пациентами: массовые психозы такого рода вне их компетенции. Между тем исследователям психологии толпы они знакомы прекрасно. Более того, известно, что опасность так называемого «идейного заражения» прямо пропорциональна числу участников коллективного действа. Один-единственный человек, окружённый толпой, способен создать галлюцинаторный обвал гигантских масштабов. Давно замечено, что человека гораздо легче загипнотизировать в коллективе: индивидуум поддаётся гипнозу намного труднее. Почему? Видимо, защитные механизмы психики индивидуума в толпе по каким-то причинам утрачивают свою силу. Кроме того, любое массовое объединение по отношению к отдельной личности всегда находится на более низком функциональном уровне.

Вспомним также, что собравшиеся у Фатимы 70 тысяч случайными зеваками отнюдь не являлись: они ждали чуда, заранее подготовив себя к какому-то сверхъестественному зрелищу, и успели сообща войти в состояние, близкое к религиозному экстазу. Ожидаемое произошло: толпа породила и испытала галлюцинацию, связанную с гипнотическим искажением времени и пространства.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 9 months later...

Икона и крест

Мне 73 года, Господь сподобил меня увидеть немало чудес. Расскажу о некоторых из них, ведь о чудесах Божиих нельзя молчать. 

В военное время - то ли в 1942, то ли в 43-м году, - пошли мы с сестрой Валей в село Урень Майнского района Ульяновской области. Там жил отец Василий, который очень многим верующим помог своими советами и молитвами. Его и в тюрьму сажали, и в больнице хотели от него избавиться, потому что к нему шло очень много народа. Назначили ему такой укол, от которого он умер бы. И вот когда медсестра хотела сделать укол, отец Василий попросил дать ему время помолиться. Медсестра вышла, и тут ей сообщили, что ее сын попал в аварию. После этого отца Василия выписали из больницы, и впоследствии он умер своей смертью. 

Тогда отец Василий был еще жив, мы подошли к нему за благословением, а он сказал Вале: "Иди скорее домой, твой отец дома и ждет только тебя!" Ну разве можно было в это поверить, что отец-фронтовик сейчас - дома... Но мы поспешили домой. А идти было 63 километра, мы жили в Теренгульском районе. Пришли - а отец и правда дома. Он приезжал за новобранцами и заехал домой.

Вот еще одно чудо, происшедшее в 47-м или 48-м году, уже подзабыла. Это было в Вирах, около станции: в колодце появилась икона! Мы поехали посмотреть на это чудо. Народ стоит и смотрит, и каждому вырисовывается на дне какой-то образ. Я увидела икону Божией Матери, а наша бабушка - Георгия Победоносца на белом коне. Мы это видели своими глазами. 

Подошла какая-то женщина из обкома партии и все дно колодца перемешала своей палкой. Мы помолились и отошли. Смотрим, а она подол подобрала и лазит по маленькому озерцу около этого колодца. Мы глядим, а ей в озере вышел кровяной крест. Она хочет подойти, а крест уже в другом месте. Кровь бьет фонтаном. Я стала ловить струю, хотела посмотреть, что это за кровь, а она не дается, фонтан бьет ниже, уходит от моей ладони. Эта женщина пообещала заехать в Москву и все узнать об этом чуде, и попросить обо всем этом напечатать в "Правде". Ну так я и не видела заметок об этом ни в одной газете. 

Еще одно чудо напрямую коснулось меня. Я работала агрономом, меня послали в колхоз. Зимний день был очень хороший - солнце, голубое небо. Дорога дальняя, село расположено очень далеко. Я иду и вдруг - старичок. Я удивилась: откуда и как он появился? А старичок говорит: "Не ходи, сейчас будет вьюга очень сильная и ветер". Я не поверила: "Этого не может быть!" А он указал на облачко - совсем маленькое, с буханку хлеба. Но мне нельзя было вернуться, я ведь на работе... Старичок сказал: "Тогда беги бегом!" Я побежала. Началась вьюга, было очень страшно, но, видно, старичок мне помог. Я хоть и обморозилась, но дошла.
Селезнева, р.п. Чердаклы Ульяновской области, 07.03.2003

Благовестъ. Православная интернет-газета. https://blagovest.cofe.ru/CHudesa-Bozhii/Ikona-i-krest

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Свеча в источнике

Мы не раз писали о чудесах Божиих на святом источнике близ села Ташла Ставропольского района Самарской области. Руководитель паломнической службы Кирилло-Мефодиевского собора г. Самары Надежда Алексеевна Кленова летом 2003 года трижды сподобилась здесь чудесного видения.
- В первый раз это произошло 22 июля, на следующий день после праздника Казанской иконе Божией Матери, - рассказала Надежда Алексеевна. - Со мной в Ташлу приехало много паломников, и туристические агентства из разных мест привезли сюда на экскурсию очень много народа. К источнику выстроилась огромная очередь.
Туристы вели себя развязно, не считаясь со святостью места. Наши паломники были в ужасе, но я сказала им: «Не надо осуждать их, давайте молиться!» Но едва мы стали читать акафист чудотворной иконе Божией Матери «Избавительница от бед», как туристы возмутились: «Что за безобразие! Молитесь в храме, а здесь - нечего!» И все же мы продолжали молиться, пытаясь хоть как-то «отгородиться» от наглого шума и сохранить молитвенный настрой.
Наконец дошла очередь и до нашей группы. Первой, чтобы показать паломникам, как надо себя вести, заходя в источник, я трижды окунулась - в воде ничего не было. Выйдя из воды, я оглянулась с мыслью о том, что сейчас будут окунаться другие люди, - и увидела чудо!
Со дна источника медленно всплывала свеча. Большая, как венчальная, белая свеча! Когда свеча поднялась до поверхности воды, от нее тремя звездными струйками посыпались искры, как от бенгальских огней. Видели это и другие наши паломницы, и все дивились этому чуду. Я подумала: надо забрать свечу из воды, ведь сейчас зайдут туристы - и осквернят такую святыню! Встала на колени и протянула руку - но свеча ушла под воду. Как ни старалась, взять ее я не смогла. Наши паломницы с молитвой входили в источник и купались, свеча оставалась рядом с ними, то погружаясь в воду, то всплывая, - и снова разбрызгивала вокруг три струйки искр.
Одевшись, я поспешила рассказать об увиденном матушке Глафире, которая по благословению настоятеля ташлинской Свято-Троицкой церкви протоиерея Николая Винокурова ухаживает за святым источником. Она сказала:
- Господь дал вам такое чудо, чтобы и вы зажгли в своих сердцах такие же искры святой веры!
В субботу мы снова приехали в Ташлу, и вновь - увидели это чудо. Со стороны храма тоненький лучик упал в воду - и в ней появилась свеча... Когда верхушка ее соприкоснулась с воздухом, мы вновь увидели три искрящиеся струйки, сыплющиеся от нее в святую воду источника…
И в третий раз, уже на Преображение Господне, 19 августа мы вновь приехали в Ташлу - и опять увидели свечу, всплывающую со дна. Только теперь не было струящихся искр - поднявшись на границу с воздухом, свеча загорелась ровным желтым пламенем - как на церковном подсвечнике.
Когда уже в Кирилло-Мефодиевском соборе я рассказывала об этом чуде батюшке Сергию Гусельникову, стоявший рядом певчий Владимир Пономарев рассмеялся: «Ишь ты какая, Божию благодать захотела руками взять!..»
Да, не для рук человеческих даровал Господь такое чудо. Для наших холодных сердец, чтобы и в них загорелось живое пламя веры!
Ольга Ларькина
12.12.2003

Благовестъ. Православная интернет-газета. https://blagovest.cofe.ru/CHudesa-Bozhii/Svecha-v-istochnike

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 11 months later...

Кстати, наткнулся тут на одну публикацию из серии идеологической конфронтации двух ветвей христианства... Но речь там идет в том числе и о "чудесах". Как раз в тему "подоплеки"...

Цитата

О явлениях чудесности в западно-русском крае // Прибавление к Подольским епархиальным ведомостям. 1883. № 14. С. 338-346.

Читателямъ Подольскихъ Епархіальныхъ Вѣдомостей извѣстно уже о замыслахъ папы Льва XIII и нашей безпокойной сосѣдки Польши касательно западно-русскаго народа. (См. 1882 г. № 40). Успѣхи православія въ борьбѣ съ уніей, возсоединеніе уніи съ православною церковію, такъ торжественно завершившееся недавно присоединеніемъ къ православію уніатовъ нынѣшней Холмской епархіи, сильно встревожили римскаго первосвященника и другихъ представителей католическаго міра. И вотъ для борьбы съ ненавистнымъ имъ русскимъ православіемъ и народомъ учреждается въ Галиціи или, лучше, возстановляется папою орденъ базиліанъ, который „имѣетъ разноситъ католическую пропаганду по всему пространству Рѣчи Посполитой польской, смасать унію на всей землѣ, забранной Москвой, въ Литвѣ, Бѣлоруссіи, Волыни, Подоліи, Украйнѣ, бороться вездѣ съ православіемъ и Москвой явно или тайно, возстановлять вездѣ дѣло брестской уніи, Іосафата Кунцевича и Вельямина Рутскаго и уничтожать дѣло Хмѣльницкаго, Екатерины II, Николая и Александра ІІ”. Такимъ образомъ ареною будущей дѣятельности возстановленнаго базиліанскаго ордена назначается бывшій уніатскій районъ 1875 года и 40-хъ годовъ и цѣлію его дѣятельности поставляется возвращеніе въ лоно католичества заблудшихъ и потерянныхъ для папы „овечекъ”. Но возстановленіе базиліанскаго ордена для пропаганды католичества въ западио-русскомъ краѣ не означаетъ того, что только теперь очнулись представптели католичества; сформированіе новаго отряда и отправленіе его па открытую борьбу съ православіемъ западно-русскаго края, по нашему мнѣнію, свидѣтельствуетъ только о томъ, что въ этомъ краѣ папа находитъ уже достаточно подготовленную почву для дѣятельности этого отряда. Кто интересовался и интересуется успѣхами русской народности вообще, кто внимательно слѣдилъ и слѣдитъ за всѣмъ, что творится въ нашей западной окраинѣ, тотъ не могъ не замѣтить, что латино-польская пропаганда въ этой окрайнѣ давно уже велась и ведется, особенно среди крестьянства, и ведется при томъ необыкновенно искусно, энергично и съ замѣчательнымъ знаніемъ обстоятельствъ и потребностей нашихъ крестьянъ. Между многими фактами, свидѣтельствующими объ этой пропагандѣ, нельзя не обратить вниманія на одинъ, рѣзко бросающійся въ глаза: это явленія чудесности въ западномъ краѣ. Ни одинъ, кажется, край не обилуетъ такимъ множествомъ чудотворныхъ мѣстъ, иконъ, статуй, вещей, цѣлебныхъ источниковъ и разныхъ чудесныхъ явленій, какъ нашъ край, и если какая другая страна, то западный край по преимуществу можетъ быть названъ „страною чудесъ”. Почти всѣ бывшія уніатскія церкви или бывшіе католическіе костелы, обращенные въ православныя церкви, почти каждый костелъ владѣетъ какимъ-нибудь предметомъ съ чудесными или сверхъ естественными свойствами. О чемъ это свидѣтельствуетъ? Объ обиліи благодати Божіей, изливаемой на западный край? Объ особенно праведной и благочестивой жизни обитателей этого края? Или же всѣ эти чудесныя явленія свидѣтельствуютъ ни о томъ ни о другомъ, а о чемъ либо иномъ? Явленіе это очень интересно и на немъ нельзя не остановиться.

Ключъ для уразумѣнія этого интереснаго явленія даетъ намъ недавно появившаяся на страницахъ Холмско-Варшавскаго Вѣстника замѣтка, относящаяся къ данному вопросу. Авторъ этой замѣтки, „Русскій Крестьянинъ” въ началѣ ея останавливается па фактѣ многочисленности въ западно-русскомъ краѣ чудотворныхъ мѣстъ и иконъ и на томъ весьма курьезномъ явленіи, что всѣ эти чудотворныя мѣста и иконы были таковыми только въ уніатскихъ церквахъ и католическихъ костелахъ, а съ обращеніемъ этихъ церквей и костеловъ въ православные храмы, потеряли свои чудодѣйственныя свойства. „До перехода бывшихъ уніатскихъ церквей въ православіе, говоритъ авторъ замѣтки, въ одномъ Бѣльскомъ уѣздѣ, Гродненской губерніи, считалось три чудотворныя иконы: Корнинская, Пречистенская въ г. Бѣльскѣ и Райская въ с. Райскѣ. Объ этой послѣдней сохранился даже документъ (1761 г.) дарственной записи на землю „для чудотворной иконы въ с. Райскѣ”, за подписью короля Августа. (1). Далѣе, въ 40 верстахъ отъ Гродны въ селеніи Красномъ Стокѣ, бывшемъ Рожаностокѣ, находится икона Божіей Матери, которая не болѣе десятка лѣтъ тому назадъ слыла подъ именемъ чудотворной... Въ нынѣшней Холмской епархіи слыли подъ именемъ чудотворныхъ и посѣщались массою простаго народа слѣдующія мѣста: Годышевъ, Лѣсна і Кодень. Но странное дѣло: съ переходомъ этихъ церквей изъ рукъ уніатовъ въ провославіе, значеніе ихъ въ средѣ народа постепенно уменьшается, а въ нѣкоторыхъ совершенно изглаживается; чудотворныя иконы считаются безусловно простыми”. Куда же дѣвалась прежняя чудотворная сила ихъ и значеніе? – спроситъ удивленный и искренно вѣрующій человѣкъ. Быть можетъ, православные пастыри слишкомъ небрежно и невнимательно отнеслись къ этимъ чудотворнымъ мѣстамъ и иконамъ и тѣмъ какъ бы осквернили ихъ? О, нѣтъ! Напротивъ, православные священники, наслѣдовавшіе отъ уніатскихъ и католическихъ патеровъ церкви и мѣста, прославившіяся чудесами, отнеслись къ нимъ съ особеннымъ вниманіемъ. Кромѣ чисто религіозныхъ побужденій и благоразумія, къ этому побуждалъ ихъ и прямой интересъ: мѣста чудотворныя всегда посѣщались и посѣщаются массами богомольцевъ и болѣе другихъ способны вознаграждать служебные труды и заботы пастыря; неинтересно, поэтому, подрывать въ народѣ довѣріе къ этимъ мѣстамъ и значеніе ихъ. И вотъ мы видимъ, что православные пастыри даже съ особенно усиленною заботливостью сохраняютъ и украшаютъ драгоцѣнныя святыни; чудотворныя иконы, прежде очень бѣдныя, во многихъ мѣстахъ снабжаются богатыми серебряными или золотыми окладами, поставлены въ дорогихъ разукрашенныхъ кіотахъ; часовни на мѣстахъ явленій этихъ иконъ и на чудодѣйственныхъ источникахъ обновлены и приведены въ лучшій, болѣе благолѣпный видъ, или отстроены заново, а нѣкоторыя изъ часовенъ передѣланы даже въ церкви; не уничтожены, а сохранены и даже во многихъ мѣстахъ умножены крестные ходы къ этимъ часовнямъ н источникамъ. И чтоже? Несмотря на все это, даръ чудотвореній въ прежде чудотворныхъ мѣстахъ не проявляется, толпы богомольцевъ постепенно уменьшаются, и мѣста, прежде привлекавшія къ себѣ даже издалека тысячи народа, совершенно забываются. Что же это значитъ? спрашиваетъ опять удивленный наблюдатель. Куда же дѣвалась чудотворная сила и значеніе мѣстъ, прежде обладавшихъ этою силою? Вотъ тутъ то и начинается сущій курьезъ этого дѣла; тутъ то, при объясненіи этого загадочнаго факта, и сказывается сразу истинное значеніе всѣхъ этихъ чудесныхъ явленій: на сцену появляются какія то загадочныя личности и просто напросто поучаютъ довѣрчивый народъ, что чудотворныя иконы могутъ являться и пребывать таковыми только въ католическихъ костелахъ и въ рукахъ ксендзовъ исключительно, а въ силу этого, якобы каноническаго, правила чудотворная сила иконъ, перешедшихъ въ руки православныхъ пастырей, потерялась или перешла изъ православныхъ церквей въ ближайшіе костелы. Такъ вотъ что означаютъ разныя явленія чудесности въ западно-русскомъ краѣ! Католическіе миссіонеры въ этомъ краѣ вымышленными разсказами о различныхъ чудесахъ, якобы совершаемыхъ въ ихъ костелахъ, стараются доказать, что только католическое, а не другое какое либо исповѣданіе есть религія Богооткровенная, истинная, и потому Богъ всѣмъ, держащимся этого исповѣданія, ниспосылаетъ свою особую благодать.

Католическіе миссіонеры, впрочемъ, не особенно и скрываютъ эту мысль: въ различныхъ пѣсняхъ, псальмахъ, кантахъ, молитвахъ и посланіяхъ, сочиняемыхъ и измышляемыхъ ими одновременно съ измышленіемъ чудесъ и чудотворныхъ мѣстъ и усердно распространяемыхъ среди богомольцевъ, особенно православныхъ, они вездѣ проводятъ ту мысль, что „нужно вѣрить только въ св. римской костелъ”, что только тотъ можетъ спастись, кто будетъ католикомъ, а потому желающіе спастись и получить вѣчное блаженство, должны обратиться въ католичество (kto się chce dostać na wieki do nieba zostawać w wierze katolickiej trzeba). Тою же основною мыслію проникнуты и всѣ католическіе сборники молитвъ, набожныхъ пѣсенъ и т. п., каковы напр. złoty oltarzyk, kantyczki, zywot Pana Jezusa и т. п. А сколько этихъ сборниковъ находится въ обращеніи у православныхъ обитателей юго-западнаго края! Какъ часто поютъ и молятся по этимъ сборникамъ тѣ, кому не слѣдовало бы брать ихъ и въ руки! „Мѣстомъ употребленія этого товара, говоритъ „русскій крестьянинъ”, можетъ быть только коренная католическая Польша, но не западной край съ его обитателями: за услуги въ этомъ родѣ со стороны Польши мы постоянно расплачивались и теперь, къ стыду своему, продолжаемъ расплачиваться народностью, обычаями, языкомъ и религіею, а по временамъ цѣлыми потоками слезъ и крови”...

Въ послѣдніе годы чудеса въ нашемъ западномъ краѣ стали возрастать въ весьма быстромъ прогрессивномъ порядкѣ. Католицизмъ какъ будто хочетъ съ избыткомъ вознаградить себя за тѣ потери въ области чудесъ, которыя онъ понесъ съ присоединеніемъ уніи къ православію. Газетныя извѣстія все чаще и чаще приносятъ намъ разсказы о разнаго рода новыхъ чудесныхъ явленіяхъ: то источникъ цѣлебный открылся, то стопа отразилась на камнѣ, то на придорожномъ деревѣ объявилась икона того или другаго святаго, то свѣтъ видѣнъ по ночамъ въ томъ или другомъ костелѣ, то свѣчка въ церкви зажглась самопроизвольно, то волосы начинаютъ рости на статуѣ Спасителя и т. п. Такъ, въ мѣсяцѣ Іюлѣ сообщалось изъ Кіевской губерніи о какомъ-то новооткрывшемся цѣлебномъ источникѣ съ чудотворною иконою; къ источнику стали стекаться цѣлыя тысячи народа, что и вызвало вмѣшательство въ это дѣло свѣтской административной власти. Изъ Литовской епархіи, непосредственно соприкасающейся съ Польшей, ужь очень часто стали разноситься слухи о разнаго рода чудесахъ (см. № 38 Лит. епарх. вѣд.). А сколько есть такихъ чудотворныхъ мѣстъ и явленій, слухи о которыхъ еще не проникли въ печать! Эти сверхъ естественныя явленія падаютъ: по преимуществу на мѣста, гдѣ происходитъ совмѣстное сожительство и встрѣча двухъ вѣроисповѣданій, православнаго и латинскаго, и, само собою разумѣется, служатъ своего рода зондированіемъ религіозныхъ и національныхъ чувствъ и понятій народа. Все это свидѣтельствуетъ не о чемъ иномъ, какъ о новыхъ настойчивыхъ и дерзкихъ попыткахъ католичества подорвать значеніе православія и русской народности среди бывшихъ уніатовъ. Безъ сомнѣнія, эти факты и явленія сами но себѣ не составляютъ еще рѣшающаго историческаго и государственнаго значенія въ жизни занаднаго края, но сопоставляя ихъ съ другими однородными фактами, невольно придешь къ заключенію, что они представляютъ собою не послѣднюю спицу въ такъ называемомъ поворачиваніи колеса исторіи Западнаго края и составляютъ вмѣстѣ съ тѣмъ продуктъ того положенія, въ которомъ находится теперь этотъ многострадальный край.

Насъ спросятъ: отчего же народъ нашъ такъ падокъ къ этимъ вымышленнымъ явленіямъ чудесности? Отчего онъ при всякомъ новомъ извѣстіи о какомъ нибудь чудѣ массами стекается къ якобы чудодѣйственному мѣсту и несетъ туда свои трудовые гроши? Да, народъ нашъ вѣритъ даже всѣмъ ложнымъ разсказамъ о чудесахъ, и это нисколько неудивительно. Это явленіе объясняется не однимъ только отсутствіемъ образованія въ нашемъ народѣ; необразованность, умственная неразвитость и происходящія отъ этого суевѣрія нашего народа – это только одна, безъ сомнѣнія важная, сторона дѣла при объясненіи этого явленія. Другая не менѣе важная сторона этого дѣла – бѣдственное положеніе нашего крестьянскаго люда, явившееся какъ результатъ тѣхъ неблагопріятныхъ для него историческихъ обстоятельствъ, которымъ подвергался многострадальный западный край. Тяжелое татарское и турецкое иго, еще болѣе тяжелое, положительно несносное, иго польскихъ пановъ, какъ Дамокловъ мечъ, всегда висѣли надъ головою нашего крестьянства. И никогда забитый, загнанный, бѣдный въ умственномъ и матеріальномъ отношеніи, сѣрый мужикъ нашъ, никогда, говоримъ, и ни въ комъ не находилъ поддержки и сочувствія себѣ. Гдѣ же ему и въ комъ искать этой поддержки и исцѣленія отъ своихъ моральныхъ и физическихъ недуговъ, какъ не свыше? Оттого то простой народъ нашъ такъ и чутокъ къ равнаго рода ложнымъ разсказамъ о чудесныхъ явленіяхъ, не подозрѣвая, что тутъ дѣло идетъ вовсе но о томъ, чтобы извести его изъ его бѣдственнаго положенія и освѣтить темный путь его жизни, и что дѣло тутъ со всѣмъ не въ спасеніи его души. Онъ вѣритъ всей душой бреднямъ какой либо слабоумной бабы, такъ какъ ему не въ кого больше вѣрить, не на кого положиться, и несетъ свои посильныя крохи въ жертву обмана.

Чего же смотрятъ православные пастыри? Что дѣлаетъ православный Востокъ? Мы вѣруемъ, что „Свѣтъ – съ Востока”. Отчего же не засвѣтить онъ намъ, „сѣдящимъ во тьмѣ”, полнымъ своимъ блескомъ и величіемъ и не разсѣетъ все еще мерцающій и все болѣе и болѣе распространяющійся надъ нашей, „Галилеей языкъ” тусклый свѣтъ Запада? – Вмѣсто отвѣта на эти вопросы, приведемъ полное благороднаго упрека заключеніе выше цитированной нами замѣтки „Русскаго крестьянина”.

„Прошла горячка 60 годовъ, когда вниманіе почти всего русскаго народа обращено было на Западный край и выразилось оно къ несчастью одной присылкою массы чиновниковъ и раздачи имъ же кусковъ земли de jure, de facto же вся эта земля перешла въ руки жидовъ. Но что же сдѣлали съ самою солью этого края – съ народомъ? Ну, его сначала пустили на произволъ судьбы, а потомъ забыли совершенно; кончилось тѣмъ, что намъ и по сіе время не гдѣ поучиться русской грамотѣ, а тому, что называется „не о хлѣбѣ единомъ живъ будетъ человѣкъ”, и подавно. Зная наше положеніе, западные сосѣди настойчиво предлагаютъ намъ свои услуги, благо съ Востока никто не конкурируетъ – доступъ на рынокъ свободный и безпрепятственный... Видно такъ ужъ намъ на роду написано, чтобы жидъ снабжалъ насъ водкой и другими прелестями, ксендзъ – картинками, образами, пѣснями и молитвами по своему усмотрѣнію...

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

56 минут назад, VIK сказал:

всѣ эти чудотворныя мѣста и иконы были таковыми только въ уніатскихъ церквахъ и католическихъ костелахъ, а съ обращеніемъ этихъ церквей и костеловъ въ православные храмы, потеряли свои чудодѣйственныя свойства.

Вполне может быть. Народ в то время был религиозным и через "чудеса" им действительно можно было управлять. Хорошо это Достоевский подметил: "Есть три силы, единственные три силы на земле, могущие навеки победить и пленить совесть этих слабосильных бунтовщиков, для их счастия, – эти силы: чудо, тайна и авторитет"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кстати, мне постоянно попадается такая вот информация, что всего в Литве (современной Литве) зафиксирован 31 случай явления Девы Марии. Но хотелось бы найти какую статью, где бы это освещалось. Что тут имеется в виду и что туда записано? Не следы ли на камнях, которые якобы принадлежат Деве Марии? Или это именно появления, наподобие которого мы уже писали на сайте?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

3 часа назад, Butoff сказал:

Кстати, мне постоянно попадается такая вот информация, что всего в Литве (современной Литве) зафиксирован 31 случай явления Девы Марии.

А это в какой исторический период происходило?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Цитата

А это в какой исторический период происходило?

В том-то и дело, что не ясно, но предполагается, что за все время. Материал дан в разных путеводителях и, вероятно, имеет как первоисточник какую-то цитату из статьи или статью (возможно на латышском языке). Как, впрочем, может быть и полностью выдуман.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В этой книге я нашел только два упоминания:

Girkalnis / Литва, 1943 г.
Множество жителей деревни увидело вечером 8 февраля над костелом Марию в короне из звезд. Позже, возносясь в воздухе, она проникла в костел – до самого алтаря, а затем исчезла. То же самое случилось утром 15 февраля и 16 апреля во время святой мши. 17 апреля она явилась в последний раз, вновь во время святой мши, осветив алтарь ярким светом.
Основания: хорошо засвидетельствованные; источник: R. Ernst, Lexikon; Erscheinungen. /С. 358.

Skiemoniai / Литва, 1962 г.
13 и 14 июля Мария являлась восемнадцатилетней Romie Frances Macvys на клеверном поле и сообщила ей: «Я спасу человечество от гибели, но только тогда, если мир начнет молиться».
Основания: неизвестный пересказ; источник: R. Ernst, Lexikon. /С. 469.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

×
×
  • Создать...