3.3. УЧЕНЫЕ В РОЛИ ДУХОВИДЦЕВ — МАРГИНАЛЫ, АВАНТЮРИСТЫ ИЛИ ТРИКСТЕРЫ ОТ НАУКИ?
Ученые служат рациональности, но бывает и так, что некоторые из них сталкиваются с необъяснимым. Пусть это случается крайне редко, но всё же случается. Дальше одни специалисты, испытав «натиск духов», списывают его на психологические особенности этнографического погружения и остаются на прежних позициях. Иные же в результате таких «столкновений» сами переходят «на ту сторону» и встают на место «туземца». Так вместо этнографического «перевода» или рационального объяснения материала возникают заявления спиритуального порядка.
В качестве примера можно вспомнить случай, произошедший в 1947 г. с В. М. Жирмунским (1891–1971) — советским лингвистом, выдающимся германистом и не менее выдающимся тюркологом. Исследуя кыргызский эпос «Манас» и мир сказителей, которые получали свой дар творить эпические сказания от духов, обычно во сне, В. М. Жирмунский сам попал в «этнографическую ситуацию». В одном из связанных с эпосом высокогорных мест ему явился во сне герой эпоса — богатырь и маг Алмамбет. Он схватил исследователя за воротник и попытался его задушить. Дважды прославленный ученый просыпался, с трудом восстанавливая дыхание, и до утра не мог уснуть.
Об этом случае уже в 1992 г. рассказал присутствовавший тогда аспирант Жирмунского — кыргыз З. Бектенов. Он же пытался успокоить почтенного профессора, объясняя, что таким способом духи демонстрируют то, во что Жирмунский не хотел верить, — способность обращать людей в своих служителей, насылая им особые сновидения и наваждения, сакральные состояния сознания [Бакчиев, 2015: 136–138].
Во времена Жирмунского (тем более — в Советском Союзе) исследование сновидений еще не было частью этнографии. Но уже в 1990-е годы ученые начали записывать и анализировать сновидения не только «туземцев», но и свои собственные, если они наполнялись символами и элементами исследуемых культур. Позднее возник соответствующий термин бикультурное сновидение — т.е. такое, в котором соприсутствуют две культуры — исследователя и исследуемого сообщества [Тедлок, 2006]...
https://www.litres.ru/book/nestor-pilyavskiy/nevidimye-vsadniki-kulty-oderzhimosti-glazami-uchenyh-70256908/