VIK Опубликовано 22 апреля, 2009 Share Опубликовано 22 апреля, 2009 Данилова Е. Хранит память народная Много еще потаенного, доселе неизведанного хранит земля наша белорусская. И недавнее событие - тому подтверждение... На границе трех районов области - Малоритского, Брестского и Жабинковского - активисты Брестского городского общественного объединения «Славянское общество «Единение» обнаружили захоронения времен Северной русско-шведской войны, которая датируется 1700-1721 годами. О курганах в лесу поблизости деревни Антоново, где похоронены русские и шведские солдаты, Алексей Манец - председатель «Единения» - узнал совершенно случайно. Хотя те места Алексею Федоровичу знакомы еще с детства. В деревне Антоново Малоритского района он родился и вырос. Теперь в родную деревушку Алексей Манец наведывается частенько: здесь осталась родительская хата, которую брестчанин переделал под дом социальных услуг - и сейчас сюда на прием к врачу приходят старики; но главное - здесь еще живы наши исконно белорусские традиции и обычаи, до которых Алексей Федорович большой «охотник». Каждый раз в родное Антоново он приезжает как раз для того, чтобы вновь прикоснуться к местной культуре и деревенскому быту. Там Алексей Федорович собирает фольклор, в одной из своих «экспедиций» ему и довелось услышать рассказ местных старожилов о том, что вблизи деревни в лесных курганах лежат русские солдаты... Ольга Александровна Черник - одна из немногих жителей деревни Антоново, которой удалось избежать гибели в октябре 1942 года. Тогда за связь с партизанами фашисты расстреляли более сорока человек. Об издевательствах немцев Ольга Александровна помнит очень хорошо... Помнит старушка и ту историю, которую ей самой некогда поведали родители. - Мама с батькой рассказывали, что тут было большое сражение русских и шведов, - вспоминает Ольга Александровна. - После той схватки убитых русских и шведов похоронили в лесу в трех могилах, а над могилами теми насыпали курганы... С тех самых пор повелся в деревне обычай. Каждый год к Светлому празднику Пасхи по распоряжению сельского старосты местные жители на подводах подвозили к курганам песок и подсыпали места захоронения. Память павших в бою чтили еще мои прадеды, потом деды, ну а потом - родители... За захоронениями в Антоново ухаживали вплоть до 1914 года... А потом про курганы забыли... Вернее, прекратили о них «заботиться». На «забытые» курганы, расположенные всего в нескольких метрах от памятника жертвам Великой Отечественной войны, Ольга Черник и привела Алексея Федоровича, а тот сразу же загорелся идеей навести там порядок. Сейчас Алексей Манец вплотную работает над проектом «Память», целью которого является обустройство этого места захоронения. В лес на курганы энтузиасты «Единения» при помощи работников строительного управления № 158 стройтреста № 8 города Бреста уже привезли песок, подсыпали черноземом небольшой холмик с останками солдат, установили на захоронениях памятный знак... P.S. Нужно отметить, что в Антоново исследования по поводу достоверности захоронений более чем трехсотлетней давности не проводились. Алексей Манец не раз обращался к специалистам в столицу, но там, откровенно говоря, махнули рукой на это дело и задали в ответ, по сути, риторический вопрос: «Зачем вам это нужно?»... Справка «Зари»: Брестское городское общественное культурно-просветительское объединение «Славянское общество «Единение» было создано четыре года назад. Несколько десятков единомышленников во главе с председателем правления Алексеем Манец изучают белорусскую и русскую культуру, собирают местный фольклор, проводят вечерки в селах. Организовали в Бресте музей «Обработка льна и узорного ткачества». Заря. Брест, 2009. 16 апреля (№ 43). С. 5. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты More sharing options...
VIK Опубликовано 22 апреля, 2009 Автор Share Опубликовано 22 апреля, 2009 А теперь подробнее... Конечно же, очень радует, что моих земляков заботит сохранение историко-культурных ценностей в глубинке... НО! Стоит ли выдавать желаемое за действительное и опрометчиво бросаться увековечивать то, чего на самом деле может и не быть? Как следует из статьи, поводом для таковой заботы послужило существующее среди местного населения предание о том, что курганы представляют собой захоронения времен русско-шведской войны. Однако любому мало-мальскому краеведу, белорусскому историку и даже "черному копателю" очень хорошо известно, что под наименованием "шведские могилы" (а также "французские могилы") фигурируют курганные захоронения более древних времен - раннесредневековые или более ранние. Поэтому во время археологической разведки на местности при опросах местных жителей прежде всего интересуются наличием в округе подобных "шведов" или "французов". Кстати, данная курганная группа (насчитывающая шесть единиц, а не три) описана в широко известном "Своде памятников истории и культуры Белоруссии" со ссылкой на археолога Коробушкину Т.Н., которая, вероятно, в 1983 году их и зафиксировала в рамках исследований в Белорусском Побужье. Раскопок и вправду не проводилось, но вероятность того, что в данных захоронениях находятся нашие очень далекие предки гораздо выше, чем в случае со шведами. Иначе говоря, затея «Славянского общества «Единение» представляется очень сомнительной, а затраты на работы с привлечением ресурсов стройтреста и установку памятного знака неоправданными. А для начала следовало бы обратиться хотя бы к учителю истории из ближайшей сельской школы за разъяснениями, если, конечно, он не просто так просиживал штаны в университетских аудиториях. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты More sharing options...
Voyager Опубликовано 22 апреля, 2009 Share Опубликовано 22 апреля, 2009 Если год за годом подсыпали, то характер слагающего грунта в этих холмиках д.б. соответствующий. И это можно, в общем-то, посмотреть, даже не раскапывая полностью сам курган - бурится скважинка, смотрится поднимаемый грунт... если георадар есть, вообще отлично... регулярные слои подсыпки будут заметны. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты More sharing options...
Demetr Опубликовано 25 апреля, 2009 Share Опубликовано 25 апреля, 2009 Если год за годом подсыпали, то характер слагающего грунта в этих холмиках д.б. соответствующий. И это можно, в общем-то, посмотреть, даже не раскапывая полностью сам курган - бурится скважинка, смотрится поднимаемый грунт... если георадар есть, вообще отлично... регулярные слои подсыпки будут заметны. <{POST_SNAPBACK}> Я табе і без геарадара скажу, што ў курганах знаходзіцца Хаця ідэя праверыць паданне цікавая. Я таксама ў мінулым годзе сутыкнуўся з адным такім сельскім актывістам. Пачуў ён паданні, што на вясковых могілках "французскія" магілы захаваліся - дык пачаў таксама ва ўсе інстанцыі пісаць, нават у амбасаду Францыю напісаў, каб зрабілі перазахаванне памерлых. Прыехаў я на месца аглядзецца - гляджу, а там звычайныя курганы з рэшткамі каменных абкладак, а побач стаць напалову ўрослы ў зямлю каменны крыж (тыпалагічна 14-16 стст.). Пагутарыў з "актывістам" - а ён неадэкватны зусім. Такім наўрад ці што можна патлумачыць. Хаця проста можна прыціснуць "зверху", каб не дурэлі. Ад такіх "актывістаў" часам больш шкоды, чым карысці. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты More sharing options...
VIK Опубликовано 25 апреля, 2009 Автор Share Опубликовано 25 апреля, 2009 Судя по фото в газете, они там на кургане валун с табличкой взгромоздили ))) Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты More sharing options...
Demetr Опубликовано 27 апреля, 2009 Share Опубликовано 27 апреля, 2009 Судя по фото в газете, они там на кургане валун с табличкой взгромоздили ))) <{POST_SNAPBACK}> Гэта ўжо праца для этнолагаў. Міфалагічная свядомасць вылезла "ў свет". Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты More sharing options...
Рекомендуемые сообщения
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.