VIK Опубликовано 16 мая, 2010 Share Опубликовано 16 мая, 2010 «И навьм мьвь творять». Сто лет спустя после «Слова об идолах», в «Слове о посте к невежам», этот обычай попить баню для «навья» описан во всех подробностях. В четверг страстной недели «поведають мрътвым мяса и млеко и яйца. И мылница топят и на печь льют и пепел посреде сыплют следа ради. И глаголют: «Мыйтеся!». И чехли вешают и убруси и велят я терти. Беси же смиются злоумию их и вълезже мыются и порплются в пепели том, яко и куры след свой показают на попеле… И проходят топившеи мовници и глядають на попеле следа и егда видять на попели след и глаголють: «Приходили к нам навья мытся…» [Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси, т. II. – Зап. Моск. археолог. ин-та. М., 1913, т. XVIII, с. 15; 60.] Издатель этого поучения Н. Гальковский сообщает, что в начале ХХ в. в с. Лучесах Смоленской губ. Он сам наблюдал следующее: «Когда все окончат мыться в бане (а это обычно бывает поздно вечером), последний выходящий, оставив сколько-нибудь горячей воды в котле, приносит ведро холодной воды, поддает пару, т.е. льет ковш воды на горячую каменку, и, сказав: «Мойтесь!», поспешно уходит из бани; после этого ходить в баню не годится». [Гальковский Н.М. Борьба христианства…, т. II, с. 5, 6. Делали это не только в великий четверг, но каждый раз, как топили баню.] В дополнение автор рассказывает о том, что в детстве он сам был участником жертвоприношения навьям: ему поручали в страстной четверг ставить пищу и молоко на крышу сарая. Гальковский, как и многие другие, считает, что топка бани и приношение навьям – проявление культа предков на том основании, что навьи – мертвые. Однако в этом прямолинейном выводе можно усомниться. Что навьи – мертвецы, в этом сомнений нет, но души мертвых могут быть благосклонны к людям, а могут быть люто враждебны, как, например, вампиры. Духи предков всегда добры к своим потомкам, всегда покровительствуют и помогают им; им молятся или в доме, или у могил на кладбище в радуницу. Навьи же выглядят злобными, враждебными человеку; навьи – не просто мертвые, а умершие некрещеными, т.е. чужие, как бы иноверные духи. Да и место «кладения треб» им тоже своеобразно: под самой поветью или даже на крыше; и след они оставляют на золе птичий. Все это хорошо разъясняется болгарским фольклором о навьях. Там – это птицеобразные души умерших (но нигде не говорится о предках), летающие по ночам, в бурю и дождь, «на злых ветрах» и кричащие, как голодные ястребы. Крик или пение этих птиц означает смерть. Нави (наваци) нападают на беременных женщин и детей, сосут их кровь, пьют молоко скотины. Их описывают в виде огромных голых птиц или в виде голых петухов размерами с орла. Оберегами от них служат соль, огонь и топор. [Moszynski K. Kultura ludowa Slowian. Krakow, 1934. §555, s. 682.] Птичий облик навий и их зловещая сущность объясняют нам и куриные следы на пепле в банях XIII в., и боязливое отношение к ним тех смоленских крестьян, которые оставляли им воду и приглашали мыться в начале ХХ в. В «Повести временных лет» под 1092 г. помещен рассказ о том, «яко навье бьють полочаны». В Полоцке по ночам слышались стоны, топот копыт, но каждый любопытствующий получал смертельную рану, а навьи оставались невидимыми. В городе и в Полоцкой земле многие умерли, что объяснялось действиями навий. Все это очень далеко от того, что мы называем культом предков. Можно даже определенно сказать, что навьи близки к упырям и являлись, очевидно, душами чужих людей, врагов, иноплеменников. Дожил этот культ в том самом виде, как он описан источниками XII-XIII вв., до начала ХХ в. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1994. 608 с. С. 34-36. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты More sharing options...
Butoff Опубликовано 18 сентября, 2010 Share Опубликовано 18 сентября, 2010 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты More sharing options...
Рекомендуемые сообщения
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.