Butoff Опубликовано 31 января, 2006 Share Опубликовано 31 января, 2006 Белорусские циклопы: факты и размышления Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты More sharing options...
VIK Опубликовано 31 января, 2006 Share Опубликовано 31 января, 2006 Мда. Мой знакомый препод из БрГУ, занимающийся этнографией, рассказывал мне еще, что ему довелось собрать на Полесье легенды о трехглазых людях... Думаю, что гипотеза о черепах мамонтов может пройти и здесь: носовое отверстие и две глазницы. Хотя это только допущение. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты More sharing options...
VIK Опубликовано 16 апреля, 2011 Share Опубликовано 16 апреля, 2011 Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты More sharing options...
VIK Опубликовано 4 июля, 2011 Share Опубликовано 4 июля, 2011 От предыдущих фольклорных форм отличается и единичное латышское предание, к которому хочется привлечь внимание исследователей. Оно прикреплено к горе в пяти километрах от г. Добеле. Основная его часть, видимо, традиционна: два великана, обитатели этой горы, успешно противостоят попыткам немцев построить на горе замок. После чего следует неожиданная концовка: «А великаны потом поссорились и смертельно друг друга ранили. Они улеглись рядышком и руками принялись сгребать землю под себя. Так они сами себя похоронили, и Синяя гора – их могила». Основной части этого предания можно найти подтверждения и за пределами Латвии. Так, в Вятской губ. было записано и включено некогда в таинственную рукопись сходное предание – используя его отрывки, Д.К. Зеленин составил такую словарную заметку: «Осилки (Гостево Котельнич. у.). Мифические «люди», живущие в кургане около д. Городок: они «никому не дают строиться на этом кургане и за две версты бросают камни пудов до тридцати»; из боязни их крестьяне и не пашут курган: если его раскопать, то осилки вылезут и побьют их всех. В кургане этом водой размывает кости людей «громадных размеров», какие ныне «на редкость». – Из народного предания, которое приводится в летописи с. Гостево (рукопись Вятской епархиальной библиотеки, с. 343-345)». Как в латышском, так и в вятском преданиях великаны защищают свое место обитания от вторжения чужаков – в более ранних версиях, видимо, от посягательства любых обычных людей, а именно тех, кто появился на земле, чтобы, по верованиям, сменить великанов. Вместе с тем между латышским и вятским преданиями очень серьезное различие: если в вятском тексте великаны продолжают жить в своем кургане, время от времени отбивая посягательства людей, то латышский текст описывает – не раскрытую должным образом – самопогибель великанов. По мотиву продолжения жизни великанов в курганах у вятского предания есть подтверждения в виде скупых сообщений, например, со Смоленщины или с Ангары, тогда как латышский текст по своей концовке не имеет подтверждений из других мест. В концовке латышского текста, похоже, отразилось чье-то личное представление, порывающее с традицией. Зная, что некоторые русские и белорусские предания рассказывают о продолжении жизни великанов (осилков, богатырей) в курганах, правомерно предполагать и бытование рассказов, описывающих уход этих героев в курганы. Однако подобные рассказы в известных источниках не обнаруживаются. Их вроде бы и не записывали. Они, возможно, вышли из бытования раньше, чем распространилось увлечение прослушиванием преданий и их печатным воспроизведением, как правило, в переложении просвещенных слушателей. Косвенным намеком на их непременное бытование в прошлом служат мотивы ухода русских богатырей и их окаменения в пещерах. Смирнов Ю.И. Герои курганов и пещер // Балто-славянские исследования XV. Сборник научных трудов. М.: Индрик, 2002. 688 с. С. 388-389. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты More sharing options...
Рекомендуемые сообщения
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.