VIK Опубликовано 14 мая, 2017 Share Опубликовано 14 мая, 2017 Мак как средство-апотропей в традиционной народной культуре Полесья Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты More sharing options...
Butoff Опубликовано 15 мая, 2017 Share Опубликовано 15 мая, 2017 В крайней экспедиции, которая прошла несколько недель назад в Мостовском и Зельвенском районах Гродненской области мы зафиксировали схожие рассказы об использовании мака. Было бы интересно проследить - а где заканчивается граница его использования? Т.е. достигает ли она севера Беларуси, продолжается ли далее в Новогордскую, Псковскую области или даже в Ленинградскую и далее? Захватывает ли Польшу, Прибалтику? Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты More sharing options...
VIK Опубликовано 15 мая, 2017 Автор Share Опубликовано 15 мая, 2017 Т.е. достигает ли она севера Беларуси, продолжается ли далее в Новогордскую, Псковскую области или даже в Ленинградскую и далее? Захватывает ли Польшу, Прибалтику? В Дзержинском районе тема мака была нами зафиксирована в сюжете про чернокнижника - как способ дать "работу" чертям, чтобы не донимали. На это надо тоже обращать внимание при опросах. На Полесье рассказы про чернокнижников не развиты, поэтому этот мотив здесь точно должен отсутствовать, а вот к северу... В Польше мак тоже использовался как апотропей, в том числе и против опасных покойников, но целостной картины у меня пока нет. Копаю в этом направлении. Складывается впечатление, что мотив встречается в нескольких оторванных друг от друга регионах, например, на Поморье и в пограничном с Беларусью Люблинском воеводстве. Но по Польше приходится пока искать разрозненные упоминания в куче источников, репрезентативных по этой теме сборников фольклорных текстов пока еще не находил. Знаю, что в этнографическом и этнолингвистическом архивах Люблинского университета такие записи есть, только они не опубликованы в должной мере. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты More sharing options...
Рей Опубликовано 15 мая, 2017 Share Опубликовано 15 мая, 2017 Под первой картой надо исправить "наименовая мака" Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты More sharing options...
VIK Опубликовано 15 мая, 2017 Автор Share Опубликовано 15 мая, 2017 Под первой картой надо исправить "наименовая мака" Спасибо, исправлено. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты More sharing options...
Butoff Опубликовано 18 июня, 2018 Share Опубликовано 18 июня, 2018 Цитата В пользу последнего допущения говорит то обстоятельство, что полноценными заменителями мака в качестве апотропея на территории Полесья при аналогичных обстоятельствах могли выступать также семена льна (самосейны лён, лушчык) и конопли, реже – просо, пшено, крупа, зерно, освященная соль. Все эти средства обладают одним общим свойством – дробностью и многочисленностью. Интересно, что в Брянском Полесье и на Брянщине встречаются, в основном, рассказы о конопле, а не о маке или чем-либо еще и также как отгонное средство от покойника используется конопляное масло. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты More sharing options...
VIK Опубликовано 18 июня, 2018 Автор Share Опубликовано 18 июня, 2018 Там еще встречаются упоминания про мак, равно как в российских областях к востоку от Украины. Это связано с расселением в этих областях этнических белорусов и украинцев. Вот у русских (великороссиян, как их именовали в XIX веке), похоже, про мак не знали... только про лен, коноплю и пшено. Про мак мне встречались редкие упоминания и в Сибири, но это, опять-таки, связано с переселенцами. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты More sharing options...
Butoff Опубликовано 16 июля, 2018 Share Опубликовано 16 июля, 2018 Цитата выступать также семена льна (самосейны лён, лушчык) и конопли, реже – просо, пшено, крупа, зерно, освященная соль. Все эти средства обладают одним общим свойством – дробностью и многочисленностью. Но вот интересно, как объясняют, например, использование именно семян льна в борьбе с "ходячим покойником" в Нижегородской области - якобы на семенах льна есть небольшой крестик и именно поэтому их используют. Мифологические рассказы и поверья Нижегородкого Поволжья / Сост. Е. К. Корепова, Н. Б. Храмова, Ю. М. Шеваренкова. СПб.: Тропа Троянова, 2007. С. 194. (запись №816) Из того, что бросилось в глаза, до Нижегородской обл. традиция использования мака почти не доходит, встречаются лишь единичные упоминания об этом (чуть больше о лне или изделиях из него), в большинстве случаев в качестве отгонного средства тут выступают различные травы. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты More sharing options...
VIK Опубликовано 19 декабря, 2018 Автор Share Опубликовано 19 декабря, 2018 Тема получила развитие - в публикации, вышедшей в соавторстве с археологами из Института этнологии и археологии Польской академии наук, на английском языке в одном польском научном периодическом издании по теме археологии: Kurasiński T., Skóra K. and Gayduchik V. 2018. A grain against a vampire? Some remarks on so-called antivampire practices in the light of archaeological and folkloristic-ethnographic data, Sprawozdania Archeologiczne 70, 173-202. Файл для скачивания доступен по данной ссылке. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты More sharing options...
Butoff Опубликовано 20 декабря, 2018 Share Опубликовано 20 декабря, 2018 Поздравляем!!! Только там не доступен сам файл в ПДФ, у меня получилось его просмотреть только в браузере, а сохраняется он в виде громоздкого html. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты More sharing options...
VIK Опубликовано 20 декабря, 2018 Автор Share Опубликовано 20 декабря, 2018 4 часа назад, Butoff сказал: Только там не доступен сам файл в ПДФ, у меня получилось его просмотреть только в браузере, а сохраняется он в виде громоздкого html. У меня скачалось архивом, а в нем полноценный пдф. Для этого надо нажать в левой колонке на ссылку "Download". Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты More sharing options...
Butoff Опубликовано 20 декабря, 2018 Share Опубликовано 20 декабря, 2018 Да уж, они бы запрятали ее еще куда-нибудь в подвал сайта... Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты More sharing options...
VIK Опубликовано 20 декабря, 2018 Автор Share Опубликовано 20 декабря, 2018 3 часа назад, Butoff сказал: Да уж, они бы запрятали ее еще куда-нибудь в подвал сайта... Так сделано на всех сайтах электронных библиотек, находящихся на платформе dLibra. Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты More sharing options...
Рекомендуемые сообщения
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.