Перейти к содержанию
поддержать поддержать
наблюдение я очевидец!

100 лет катастрофе "Ильи Муромца"


Рекомендуемые сообщения

Почти 100 лет назад 12 (25) сентября 1916 года о подвиге экипажа бомбардировщика "Илья Муромец" №16, который один дрался с 4 немецкими истребителями, из которых сбил 3, а затем сам погиб, совершенном 12 (25) сентября 1916 года у местечка Боруны, писала вся общероссийская пресса.

 

_eraplan_.jpg

 

Посмертно офицеры экипажа - поручики Макшеев Д.Д., Рахлин М.А., Гаибов Ф. и Карпов О.С. - были награждены орденом Святого Георгия IV степени.

Служили эти авиаторы в эскадре тяжелых дальних бомбардировщиков (командир генерал-майор Шидловский), которая, получив и освоив новейшие в то время самолеты "Илья Муромец", созданные главным конструктором авиационного отдела Русско-Балтийского завода И. И. Сикорским (1889-1972), свой фронтовой путь начинала на аэродроме города Лиды в июне 1915 года.

Отсюда шесть первенцев мирового тяжелого самолетостроения улетали на боевые задания в тыл противника, бомбили цели на территории Восточной Пруссии, атаковали и Кенигсберг.

В начале сентября 1915 года, отступая вместе с армейскими частями, эскадра перебазировалась под Псков. Самолеты группами были приданы командованию фронтов. Авиаотряд из двух бомбардировщиков был расквартирован у имения Таньково (Минская губерния).

В доме графини Ганской разместились авиаторы, палатки с самолетами находились позади парка, в поле. Всё было хорошо замаскировано от германской авиации.

Аэродром был прикрыт зенитной артиллерийской батареей (трехдюймовые орудия были установлены на специальных деревянных станках, позволявших без труда поднимать орудийные стволы почти вертикально, в "зенит").

Одним из базировавшихся здесь самолетов и был "Илья Муромец" №16. Отсюда героический экипаж улетел в свой последний бой, и именно в семье хозяйки усадьбы 22 сентября (5 октября) 1916 года прошла траурная служба по погибшим.

Друзья и товарищи по службе, конечно же, давали слово друг другу после войны найти могилу павших героев. В то время авиаторы знали, что их самолеты - национальная гордость России. И потеря такого самолета и экипажа была первой и последней за всю войну. От этого еще больше была горечь утраты. Оставалось верить немецкой записке, сброшенной с самолета, что погибшие друзья похоронены, как было написано, с воинскими почестями.

Окончилась война, другие большие и малые вихри истории раскидали участников тех событий по разным странам и континентам. Что-то знали и видели местные жители там, где это происходило. Но прошло уже слишком много времени.

И все-таки…

Копию представления к награждению поручика Гаибова Фарруха - одного из членов экипажа погибшего самолета - передали в музей истории Азербайджана в Баку его родственники. Они помнят и чтят подвиг сына своей земли. Много лет назад родные героя приезжали под Крево, искали могилу павших авиаторов, но тогда не смогли ее найти.

А она есть. И совсем недавно ее обнаружили на восстановленном уже в наше время немецком кладбище у деревни Боруны большие энтузиасты изучения истории первой мировой войны на Сморгонщине Н.Е. Маркова, В.В. Прихач и А.М. Бумай.

 

_krest_.jpg

 

Перезахоронены российские авиаторы на это кладбище были уже, видимо, в 30-е годы прошлого века, когда проводилось упорядочение немецких военных погребений. Этим занимались польские власти при участии германской стороны.

Надпись на могильном кресте по-польски:

4

NIEZNANYCH

ROS. LOTN.

25.

16

(4 неизвестных русских летчика захоронены 25.16)

Дата по европейскому календарю (по российскому календарю до 1 января 1918 года - это было 12 сентября 1916 года). Месяц погребения в надписи отсутствует, но его нет и на некоторых других крестах этого кладбища.

Теперь мы знаем еще об одном захоронении русских воинов, уже не безымянном. Там покоятся герои-авиаторы:

- поручик Макшеев Дмитрий Дмитриевич;

- поручик Рахлин Митрофан Алексеевич;

- поручик Гаибов Фаррух;

- поручик Карпов Олег Сергеевич.

Они честно выполнили свой воинский долг. Вечная им слава и память!

Первый в мире четырехмоторный бомбардировщик "Илья Муромец" был создан выдающимся авиаконструктором и летчиком И.И. Сикорским в 1913 году. Строился "Илья Муромец" в 1914-1920 годах на самолетостроительном отделении Русско-Балтийского завода в Петрограде. Всего было построено 88 самолетов четырех типов, отличавшихся размерами, типами двигателей и вооружением.

На "Илье Муромце" был установлен ряд рекордов по высотности, грузоподъемности и дальности, в том числе перелет Петербург - Киев - Петербург.

Первый боевой вылет был совершен 12 февраля 1915 года.

Экипаж - 4-5 человек; полезная нагрузка - до 1000 кг; высота полета - до 3500 м; скорость - 120-135 км/ч; продолжительность полета - 4-5 часов; размах верхнего крыла - 28,0 м, нижнего - 19,2 м; длина фюзеляжа - 17,1 м; вооружение: до 500 кг бомб, пулеметы Максим, Льюис, ручной пулемет Мадсен, карабин Мосина, фотоаппарат Патэ.

 

Смотрите также: http://airforce.ru/history/finne/chapter6.htm

 

Чтобы найти остатки легендарного самолета и привлечь внимание общественнноти к этому событию с 16 сентября под Лидой начинаются поиски остатков легендарного самолета. Мы расскажем об их результатах на нашем сайте.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 months later...

Похожая тема:

 

Необычную находку обнаружила бригада лесорубов на Витебщине

 

По рассказам местных жителей удалось установить, что под землёй в большой воронке находится советский бомбардировщик времён Великой Отечественной войны.

 

Куски оплавленного дюраля, резина от шасси, щепки от фюзеляжа и клок волос лётчика – каждый фрагмент бригада лесорубов Дисненского лесхоза Витебской области складывает в мешок. Рядом с делянкой, рассказывает Николай Ганебный, обнаружили большую воронку. Местные жители вспомнили, что в этом месте во время Великой Отечественной упал советский бомбардировщик.

 

1165614480.jpg

 

Николай Ганебный, вальщик леса Дисненского лесхоза: «Мы, чтоб удостовериться, подошли, тут копнули. Оказалось, есть эти останки. Части фюзеляжа, от боекомплекта остатки. Ну, кости находили. Кости мы там оставили».

 

Бомбардировщик спикировал в лес на моих глазах, – рассказывает Пётр Степанович Кадушко. Весной 1943 года ему было около 17 лет. Помнит, как вздрогнула земля от взрыва боекомплекта самолёта.

 

Пётр Кадушко, очевидец: «Тяжелые самолёты. Я же видел! Истребители есть истребители, он же менше намного. А это бомбардировщики! Они из-под Полоцка летели. Наверное, под Полоцком их где-то подбили, и вот они разлетелись, какой куда. А взрыв! Рвануло так! Наверное, боеприпасы еще были там».

 

По словам Петра Семёновича, большая скорость и взрыв загнали бомбардировщик глубоко под землю. Местным жителям не удалось его откопать и похоронить лётчиков. Сегодня об их безымянной могиле лесорубы сообщили в местный военкомат. Надеются, что после раскопок удастся установить фамилии членов экипажа и список пропавших без вести на фронтах Великой Отечественной сократится.

 

Самостоятельные раскопки воронки закончились, как только лесорубы наткнулись на первые фрагменты человеческих костей. В хвостовом отделении – место стрелка, а экипаж бомбардировщика, как правило, состоит из четырёх лётчиков. Это значит, что здесь, глубоко под землёй, остались ещё пилот, штурман и радист. Их подъёмом и захоронением будет заниматься специальный поисковый батальон.

 

ОНТ 08 декабря 2006 г.

 

http://www.ont.by/index.php?id_issue=5&id=14284

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не, "Илью Муромца" следует искать на противоположной части Беларуси. К тому же тут ясно сказано, что самолет потерпел аварию во время Великой Отечественной войны, что тоже не подходит под условие задачи.

С самолетом конечно не все ясно, экспедиция состоялась, но до сих пор нет никакого отчета от участников, а тот отчет, который должен был выслать мне Вадим Чернобров странным образом удалился с компьютера. Так что теперь есть все основания полагать, что полноценного отчета мы не скоро дождемся. А ведь очень жаль - тема интресная.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 4 months later...

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

×
×
  • Создать...